Первый эскалатор появился в Соединенных штатах Америки еще в 1859 году. Его изобретателем стал Натан Эймс, однако испытать свое творение ему так и не довелось. В 1892 году американец Джесс Рено оформил патент на «наклонный подъемник», а еще спустя 2 года запустил первый эскалатор в качества аттракциона на Кони-Айленд в Нью-Йорке. Уже в 1902 году гладкий эскалатор появился в магазине «Харродс» в Лондоне, а свой современный вид данное устройство приобрело только в 1921 году. Именно тогда эскалатор обзавелся поручнями и ступенями. А в метро первый эскалатор появился в 1911 г. Это было тоже в Лондоне, на станции «Эрлс-корт».

Типы эскалаторов

Эскалаторы бывают двух типов — поэтажные и тоннельные. Поэтажные имеют высоту подъема 5-7 м, ширину ступеней 500–750 мм и скорость 0,4-0,5 м/с. Тоннельные — высоту подъема 10–65 м, ширину ступеней 900–1000 м и скорость 0,75–1 м/с. Поэтажные эскалаторы чаще устанавливают в торговых центрах, аэропортах, а в метро — на станциях неглубокого заложения, где есть и обычная лестница для спуска и подъема. Тоннельные эскалаторы устанавливают на станциях глубокого заложения (более 20 м).

Принцип работы

Принцип работы у всех эскалаторов одинаковый. Каждая ступенька эскалатора по бокам прикреплена к двум длинным цепям, а снизу опирается на ролики, которые едут по направляющим рельсам. Цепи замкнуты в кольца, которые крутятся, благодаря двум валам сверху и снизу. Сам вращающий механизм (огромные железные «звездочки», насаженные на вал) приводятся в движение мотором. Он спрятан под верхней площадкой эскалатора.

Все эскалаторы оснащены кнопкой экстренной остановки. Она расположена на верхней и нижней площадках и нужна на случай непредвиденных ситуаций. Пассажиры могут, если понадобится, сами остановить эскалатор.

Многие наверняка замечали, что поручень эскалатора часто движется быстрее ступеней. Почему так происходит? Оказывается, привод, вращающий поручни, устанавливается с небольшим запасом на стирание. Если рука едет вперед — значит, эскалатор новый, если параллельно — эскалатор прожил уже половину своего срока, если же рука отстает, едет назад — это говорит о том, что эскалатору требуется капремонт, и его приводной блок износился.